Тезисы из книги
Русское дворянство отличалось от западноевропейского тем, что в его идеологию не было включено представление о благородстве крови или происхождения. О неотъемлемом - вне зависимости от поведения, богатства - дворянском достоинстве. Этому способствовало то, что русское дворянство и в XVI-XVII веках выделялось по своему служебному положению, петровские же реформы закрепили принципиальную открытость сословия притоку извне.
Психологически принадлежность к дворянству определялась поведением индивида, прежде всего - несением службы обществу, образованием, управлением крестьянами. Неумение вести себя в предписанной манере могло вести не только к изгнанию из общества, но и к разрыву семейных уз.
Восприятие детства определялось идеей служения в социальной иерархии. Этика служения рассматривала как нежелательные и незаслуживающие особого внимания эмоции ребенка (и взрослого). Ни одна эмоция - страх, жалость, даже материнская любовь - не считались надёжными руководителями в воспитании.
Власть и иерархия в России рассматривались как позитивные идеи. Значение личности определялось её положением в иерархии, относительно вышестоящего. Значение всякого института - в т.ч. семьи - определялось тем же, кроме того, все институты (и семья) сами должны были иметь ясную иерархию власти, ответственности и авторитета.
Пётр I не только крепко связал службу и дворянское достоинство, но установил зависимость службы от образования и, соответственно, благородного достоинства от образования». К концу XVIII века образование дворян стало одним из признаков благородного положения, отделявшего их от низших сословий. Однако само образование утеряло чисто утилитарный вкус и стало более широким. Произошло отождествление образования с дворянским достоинством.
Иерархичность семьи выражалась в том, что не только выделялся её глава, а каждый из членов семьи имел особое служение. Выполнение служения подразумевало передачу реального исполнения функции вниз: слуге, няне и т.п. Отец сам не воспитывал ребенка, он должен был нанять учителя.
Ключевым лицом в семейной иерархии был глава семьи. Он - или она - отвечал за представительство семьи в обществе и представлял общество в семье. Положение главы семьи (обычно отца) было столь же велико, как роль царя в отечестве (царь уподоблялся образу "отца отечества"). В случае смерти отца главой семьи становилась его вдова. Иногда, если лицо, которое должно было быть главой семьи, не справлялось со своей обязанностью, происходило разделение функций: одно лицо символизировало единство семьи, другое реально вело дела, постоянно указывая на символическую фигуру как настоящую главу.
Глава семьи не просто возглавлял иерархию, его служение было качественно отличным от положения других членов семьи, он был верховным распорядителем судеб членов семьи. Поэтому он держался с другими членами семьи недоступно, в отдалении. Эмоциональная дистанция подкреплялась физически: отдельным помещением, ограниченным общением. Например, распоряжения и прощения передавались обычно через третье лицо (муж прощал жену через посредство друга, отец сына - через жену). Это позволяло прощать, не умаляя власти главы. После еды все благодарили главу семьи.
Если глава семьи нарушал свой долг, его нельзя было покарать. В этом, как и во многих других областях русской жизни, обязанности человека у власти не имели соответствия в правах его подчиненных.
Обязанностями отца были в основном: устройство браков потомства и карьеры сыновей. Женитьба не освобождала сына от подчинения воле отца.
23.04.2018