Культура жизни и жизненный стиль        


 

14.01.2009


Культура жизни - это форма и способ существования человека в социальной среде, выбор оптимальных моделей поведения и наилучшей позиции для того, чтобы решать конкретные и специфические задачи, возникающие перед ним в процессе жизнедеятельности.

 

Для каждого возрастного поколения это свой круг задач. Понятие возраста здесь соотносится, прежде всего, с жизненной реальностью, а не с данными паспорта. Возраст несводим к какой-либо дате.  Внутри жизненного пути человека возраст – это заданный образ жизни. В рамках жизни он образует как бы некую отдельную жизнь со своим началом и концом.  Каждый возраст в жизни человека соотносится со своими временными и социальными границами, в рамках которых человек  реализует социально признанные модели поведения. И молодость,  и зрелость имеют своё начало и конец в физическом  и социальном времени. «Возраст – это не дата, а некая «зона дат», и в одном возрасте (жизненном и историческом) сосуществуют не только те, чьи даты рождения относятся к одной зоне».

 

Человек живёт в мире убеждений, верований, идей своего времени. Это значимый мир для человека, на который  он вынужден ориентироваться, соотнося с ним свои действия. Мир  меняется, вместе с ним изменяется и жизнь человека, «сюжет его жизненной драмы». Такое изменение происходит с каждым новым поколением, так как предшествующее изменило значимый мир по сравнению с тем, каким оно его застало.

 

Модели решения жизненных проблем закладываются рано, в «детстве поколения», благодаря поколению «родителей». В процессе развития, ребенок учится на примере родителей. Сначала он бессознательно усваивает жизненный стиль родителей, потом, став взрослее, сознательно и активно борется с теми способами решения жизненных проблем, которые являются нормой для предыдущего поколения. Затем наступает стадия создания новых моделей поведения, которые отражают результаты собственного жизненного опыта. Этот опыт клиширует, воспроизводит в своей жизни каждое поколение, но каждому поколению приходится решать свои, новые жизненные задачи. С этим связаны индивидуальные жизненные кризисы, актуальные для целого поколения людей, когда новые задачи в новых изменившихся условиях и обстоятельствах человек пытается решить старыми, хорошо усвоенными еще в детстве  способами, принадлежащими прошлому поколению или родителям.

 

Каждое поколение имеет собственнный жизненный стиль, который обладает чертами объективности, так как несет в себе сущностные характеристики поколения. Он независим от конкретных людей с их привычками, особенностями, убеждениями, и вместе с тем, жизненный стиль эпохи отражает уникальность образов современников, моделей поведения, выразительных возможностей, что находит отражение в моде.     

 

В качестве ведущих характеристик жизненного стиля может выступать:

  1. образ, который складывается из таких внешних атрибутов, как костюм, причёска, бижутерия, тип макияжа, типичные аксессуары и т. п.;

  2. поведенческий код (экспрессия, мимика, походка);

  3. речевые формулы, сленг.

 

Всё это внешние атрибуты стиля, наличие которых сознательно поддерживается членами данной группы людей, и которые можно достаточно легко имитировать. Если же речь идёт о стиле жизни людей, объединённых общей культурной эпохой, одним временем, то есть такая его (стиля) духовная составляющая, которая позволяет узнать «своего», даже если он внешне уже другой.

 

Жизненный стиль и культура жизни принадлежат символической реальности – сфере выражения смыслов и находятся во взаимосвязи с социальной реальностью – сферой устойчивых и объективных социальных структур. Стиль трансформирует социальные ориентации в символику культуры и является культурной формой, которая активно используется системой социальных коммуникаций. Он поддерживает субъектную целостность, связывая социального, культурного и психологического субъекта в единую систему, которая собственно и есть основа реальной жизненности человека социокультурного мира, и является формой и способом его  идентификации в социуме.

Самоидентификация личности включает в себя такие компоненты, как саморефлексия, самоотнесённость с другими людьми и самоконструирование, то есть выстраивание определённой упорядоченности своих соотнесённостей.

 

Культурное самоопределение личности предполагает активную интерпретацию моделей культурного развития, представляющие другие общности и индивидуальности и соотнесение с ними. Причём главная задача культурной идентификации  - в выявлении человеком своей социокультурной «самости» как индивидуальной уникальности, в осознании и обретении которой человек в высшей степени заинтересован, так как она составляет его духовную жизненную основу. Жизненный стиль – это возможность реализации собственной индивидуальности  в рамках смыложизненных альтернатив, которые проявляют ее границы для себя и других в культурном пространстве эпохи..

 

Особенность культурного мира состоит в том, что это – жизненный мир, пронизанный не только индивидуальными, но и коллективными эмоциональными, ценностными переживаниями, присущими, например, историческим, национальным, различным групповым общностям, заинтересованным в обнаружении и осуществлении своей культурной самости. Процесс самоидентификации человека в культуре происходит через обработку символических границ «Я» - идентичности и групповой идентичности.

 

В современных науках о культуре культурную идентичность определяют как соответствие личности определённому социальному образу культурной объективации, связь со специфическими образцами и с критериями различия и узнавания, конституирование из символов, выбор между культурными альтернативами.

 

Стиль проявляет творческие возможности человека в интерпретации своей  уникальности в социуме, интегрирует личность как целостность и является гарантом ее собственной идентичности для нее самой и для других. Следовательно, стиль является формой проявления внутреннего мира человека, его ценности и достоинства, и рассчитан на признание и прочтение его образа, его самости в пространстве культуры общества, на вступление в открытый диалог с другими членами сообщества.

 

 

 

По материалам  культурологических исследований

Л. И. Крашкина, к.ф.н.,


 Редакция 04.06.2016

 

 

 

 

НОВОСТИhttp://www.deims.ru/news.html
ОБЪЯВЛЕНИЯhttp://www.deims.ru/info.html
ПРЕСС-РЕЛИЗЫhttp://www.deims.ru/releases.html

КОНТАКТЫ:

Моб.: + 7(926)7601500

Skype: deims-club

E-mail: 7601500@bk.ru

МАГАЗИН КУРСОВhttp://www.deims.ru/shop-courses.html