responsive web templates
Центр имиджевой культуры

Design - Etiquette - Image - Success 

Философия, парадигмы.  Центр DEIMS

Социологические концепции успеха

Что такое «успех» с точки зрения науки?


В настоящее время в социологии существует множество различных концепций, посвященных понятию «жизненный успех». Однако, при всем многообразии подходов к исследованию этого вопроса, все концепции признают, что жизненный успех любого человека детерминирован социальной средой и его природной предрасположенностью, т. е. имеющимися от природы задатками и склонностями личности к различным видам деятельности. Успех или безуспешность деятельности фиксируется в обществе как признание или отсутствие достижений у личности. С одной стороны, успех всегда зависит от активности личности по достижению того, что более всего соответствует ее природе, а с другой стороны, от эффективности сопротивления личности тому, что противоречит ее деятельности.

Сущность социального успеха личности определяется осознанным или неосознанным принятием ею социальной группы или сообщества, в котором она намерена себя утвердить. Выбор группы, как правило, не случаен. Он осуществляется по сходству личностных и групповых ценностей и представлений о способах достижения успеха. Ценности и стандарты поведения - это «своеобразный культурный код» моделей жизненного успеха, на основе которого и происходит признание или осуждение достижений личности группой или сообществом. Процесс самоутверждения личности в социальной группе носит преимущественно односторонний характер, т.е. достигается в какой-либо одной сфере ее жизнедеятельности. Выбор личностью сферы, в которой она намерена себя утвердить, обусловлен тем, какие природные задатки и способности у нее выражены сильнее.

В качестве основы концепции жизненного успеха исследователи используют объективные и субъективные факторы, показатели материального благосостояния, степень рациональности выбора способа достижения целей, динамику деятельности, социальный код доступа и другие показатели.

Концепция успеха как демонстративного потребления (Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: Прогресс, 1984) имеет в своем основании материальный фактор. Т. Веблен выделяет в истории цивилизации особый общественный класс, для которого, по его мнению, занятие трудовой деятельностью является социально и этически табуированной сферой. Этот класс сформировал свою идеологию «достижения» и «правила игры» - норму денежного соперничества и социальные установки на денежный успех, денежный стандарт уровня жизни, денежные каноны вкуса и моды, т. е. - демонстративное потребление.

В концепции успеха как рационального выбора, разработанной Д. Фридманом и М. Хетчером (Ритцер Дж. Современные социологические теории: 5-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - с. 318-319), основополагающим тезисом является утверждение, что формирование целей достижения успеха личностью предопределено её предпочтениями. Социальное действие исследователи рассматривают как достижение целей, ограниченное, с одной стороны, иерархией предпочтений личности, с другой стороны, социальными институтами, поскольку они навязывают правила, законы, предписания и «правила игры».

В теории обмена Дж. Хоманса (Там же. - с. 321-328) процесс достижения успеха личностью рассматривается как деятельность, состоящая из трех фаз: действие, вознаграждение за результат действия, повторение первоначального действия или действия аналогичного ему. Он утверждает: чем чаще какое - либо действие человека приводит к получению вознаграждения, тем более вероятно, что человек вновь поступит так же.

Понятие "успех" рассматривается и в теории рисков (3. Гидденс, У. Бек). Основу этой теории составляет представление о том, что современность есть переход от классического индустриального общества к обществу риска. Модернизация, глобализация, технология порождают новое общество, а значит, и новую среду, в которой главным вопросом является вопрос о рисках и их предотвращении. Следовательно, можно говорить о новой социальной среде, о новой социальной структуре, а также о новых «правилах продвижения» в этой структуре, механизмах достижения успеха. Поэтому успешный человек в обществе риска - это человек, усвоивший новые модели поведения, а, значит, умеющий управлять рисками.

Основой символической концепции успеха является положение о том, что взаимодействие между людьми осуществляется посредством обмена символами, выработанными в ходе общественной жизни. Фундаментальной предпосылкой этой концепции является то, что «любая предметность, любое положение дел является или может явиться в сознании личности в качестве определенной смысловой конфигурации. Исследователи делают вывод о том, что социальная реальность - это феномен сознания множества субъектов: мир таков, каким он является в сознании личности. Поэтому реальность есть не что иное, как совокупность ее индивидуальных смысловых конструкций, которые образуются в сознании человека по мере поступления жизненного опыта. Главным вопросом здесь является вопрос об интерпретации человеком этих символов. Поэтому ключевыми категориями анализа в этой теории выступает символ (определенный социальный код) и значение этого символа (индивидуальное значение в рамках одного кода, являющееся результатом интерпретации человеком этого кода).Таким образом, в основе взаимодействия между людьми лежит обмен индивидуальными смысловыми конструкциями. Инструментом выражения индивидуальных смыслов является язык. Целедостижение - это продукт взаимодействия субъективных факторов (индивидуальных значений успеха) и объективных факторов (символов успеха).

Понятие "жизненный успех" определяется именно в сознании личности в виде смысловых конструкций, связей. Относительно целостная картина о феномене целедостижения, успеха в той или иной общности, в том или ином социуме может быть представлена совокупностью индивидуальных смыслов успеха отдельных личностей.



По материалам
социально-психологических исследований



 

 

НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

 Лекции

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

Семинары

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

Тренинги

Центр имиджевой культуры DEIMS

Консалтинг

ПРЕДЛОЖЕНИЕ


Мы предлагаем курсы, ориентированные на разные целевые аудитории, которые различаются по демографическим, социальным и профессиональным признакам. Среди слушателей представители бизнеса, топ-менеджеры и менеджеры среднего звена, выпускники вузов, старшеклассники, семейные пары, мужчины и женщины. Программы курсов включают тренинги практических навыков, семинары, мастер-классы, этикетные ролевые игры, лекционные модули по этикету, имиджевой культуре, философии образа жизни, кросс-культурной коммуникации. Ценность и уникальность нашего предложения заключается в формировании у слушателей представления о способах усиления влияния и достижения целей за счет использования имиджевых стратегий позиционирования и знания нюансов этикетной культуры. 

Полученные знания не только повышают уровень их социальной компетентности, личного комфорта и собственной защищенности, что позволяет чувствовать себя более уверенно в светском общении, но и способствуют достижению большей эффективности в бизнес-процессах, в персональном продвижении, в карьерном росте, в социальном взаимодействии и в личной жизни.

Курсы для руководителя

Курсы для бизнес-леди

Курсы для бизнеса

Курсы для сотрудников офиса

Курсы для организаторов приемов

Курсы для бизнеса класса люкс

Курсы для выпускников школ и вузов

Курсы для школьников 13-16 лет

Курс "Джентльмен"

Курс "Имидж леди"

Курс "Высокий стиль"

Курс "Гендерный этикет"

Курс "Новый имидж"

Курс "Свадебный этикет"

Курс "Столовый этикет"

Курс "Семейный дом"

Курс "Вокал и музыка"

Курс "Кастомайзинг"

Курс "Мода и стиль"

Коуч-сессия "Перезагрузка"

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

Центр имиджевой культуры "DEIMS"

Дизайн

Центр имиджевой культуры "DEIMS"

Культура

© Copyright 2008-2018  DEIMS.RU - All Rights Reserved