Центр имиджевой культуры

Design - Etiquette - Image - Success 

Л.И.Крашкина.  Центр DEIMS

Образ России и русского в глазах иностранных студентов:

данные эмпирического исследования

Автор: О. А. Хомченко

Аннотация

В статье продемонстрированы результаты исследования мнения о России иностранных студентов, обучающихся в Краснодаре. Исследование проведенно в 2016 г. с использованием метода приписывания качеств и диагностического теста отношений.

Ключевые слова: иностранный студент, Россия, русские, стереотипный образ


            Межэтническое восприятие людьми друг друга является одним из ключевых условий понимания и взаимодействия представителей различных культур. Этнические стереотипы являются важной составляющей межэтнического восприятия. Иностранные студенты, попадая в нашу страну, включаются в межэтнические отношения и у них постепенно начинает формироваться определенный образ россиян и России в целом. Для исследования интересно изучение формирования данного образа, так как он сформирован не только на основе гетеростереотипов, но и на основе личного опыта взаимодействия иностранцев с русскими. Данного рода исследования есть у таких ученых, как Г. Вайнштейн [1], Ю.И. Козлова, [2], В.Н. Петров, В.Н. Ракачев, Я.В. Ракачева, А.В. Ващенко [3], Л. Смирнягин [4], В.Р. Филиппов [5].
           С целью изучения представлений иностранных студентов о России и русских с января по март 2016 г. было проведено исследование в г. Краснодар.
           Исследование проводилось методом анкетного опроса. Выборка формировалась методом снежного кома. Было опрошено 100 иностранных студентов, обучающихся в КубГУ и КубГАУ, из 35 стран.
             Стереотипный образ русского человека был исследован методом приписывания качеств. Респонденту предлагался набор из 27 качеств, из которого было необходимо выбрать не более 7 качеств, которые, по его мнению, отражают характер русского человека.
           Положительные качества были выбраны респондентами гораздо чаще, чем отрицательные/
           Наиболее часто встречались следующие положительные качества: гостеприимность – 59%, общительность – 52%, смелость – 45%, воспитанность – 44%, чувство юмора – 43%, искренность – 38%, гордость – 37%, ответственность – 36%, трудолюбие – 33%, вежливость – 30%. Эти качества, вероятно, отражают особенности русского характера, которые не только обусловлены гетеростереотипами, но и сформированы в процессе взаимодействия иностранцев с русскими, в процессе их коммуникации и построения межличностных отношений.
           Что же касается отрицательных качеств, то больше всего назывались: хитрость – 25%, лень – 24%, злоупотребление алкоголем – 20%. Причем два последних качества, скорее всего, были обусловлены стереотипным образом русского человека, который сложился на протяжении большого количества времени.
          Таким образом, по мнению иностранных студентов, русский человек – это гостеприимный, общительный, смелый, воспитанный, искренний, гордый, ответственный, трудолюбивый, вежливый человек, обладающий чувством юмора, но в то же время хитрый, ленивый и злоупотребляющий алкоголем.
          Метод приписывания качеств применялся и при изучении образа России. Респонденту нужно было из 24 предложенных характеристик выбрать 7, которые отражают характеристики России.
          Исходя из полученных результатов исследования, можно сделать вывод о том, что отрицательные качества отмечались очень редко. Такие качества, как сильная (79%), независимая (47%), свободная (53%), вероятнее всего, обусловлены исторической славой России, а точнее ее участием и победами в Первой и Второй мировых войнах. Что касается таких качеств, как большая (83%), красивая (76%), богатая (44%), великолепная (37%), то, скорее всего, характеризуют Россию как страну с большой территорией, красивой природой и богатыми ресурсами.
          Из отрицательных качеств, преобладают качества, описывающие климатические особенности России, а именно - холодная – 37%, дождливая – 14%. Также были выбраны характеристики, связанные со сложностью, с непонятностью новой культуры и адаптацией в ней, а именно – сложная – 16%, непонятная – 13%, опасная – 12%.
          Таким образом, стереотипный образ России в глазах иностранцев – это образ большой, сильной, независимой державы с красивой природой и богатыми ресурсами, но в тоже время это сложная, непонятная и опасная страна с холодным климатом.
Также в исследовании был использован Диагностический тест отношений. Респондентам предлагалось оценить каждое из приведенных 24 качеств по 4-бальной шкале. Посредством данной методики устанавливались три измерения стереотипа: амбивалентность, интенсивность, направленность.
Среднее значение направленности стереотипа по всем респондентам равно 0,14. Из этого можно сделать вывод о том, что стереотип имеет положительную направленность, то есть иностранные студенты положительно относятся к русским, но все же коэффициент не очень большой. Это говорит о том, что иностранные студенты отмечали у русских и отрицательные качества.
         Также можно сделать вывод о том, что девушки лучше относятся к русским, чем юноши, так как средняя направленность стереотипа у девушек выше (0,2), чем у юношей (0,1).
Средняя амбивалентность по всем респондентам равна 0,6. Следовательно, поляризация шкалы высокая, то есть респонденты в основном давали определенные и четкие ответы. Юноши были более определены в своих ответах, чем девушки, так как амбивалентность стереотипа юношей (0,7) выше, чем амбивалентность стереотипа девушек (0,6).
         Средняя интенсивность стереотипа равна 0,07, значит, стереотип имеет позитивную направленность, но среди респондентов было немало отрицательных оценок, поэтому стереотип не слишком интенсивен. Это может объясняться неопределенностью мнения респондентов. Интенсивность стереотипа у девушек выше (0,08), чем у юношей (0,06). Из этого можно сделать вывод о том, что девушки положительнее относятся к русским, чем юноши.
         В исследовании был использован метод логического квадрата (см. табл. 1) для того, чтобы проверить искренность респондентов и отношение респондентов к России. Респондентам было задано два вопроса: «Посоветовали бы Вы своим друзьям приезжать в Россию?» и «Если бы у Вас был выбор, Вы бы опять поехали учиться в Россию?»


Таблица 1 – Метод логического квадрата

Если бы у Вас был выбор, Вы бы опять поехали учиться в Россию?

Посоветовали бы Вы своим друзьям приезжать в Россию?
ДА
Посоветовали бы Вы своим друзьям приезжать в Россию?
НЕТ
ИТОГО

Да75681
Нет13619
Итого8812100

         Был вычислен индекс, равный 0,69. Это говорит о том, что отношение респондентов к России отклоняется в положительную сторону, то есть иностранные студенты, в основном, положительно относятся к России. Степень искренности равна 0,19. Она обуславливается тем, что некоторые респонденты давали неопределенные ответы.
         При оценке положительных качеств видна следующая тенденция: мужчины чаще отмечали следующие качества – ответственность, воспитанность, целеустремленность, смелость, общительность, чувство юмора, вежливость; женщины – гордость, трудолюбие, щедрость, скромность, темпераментность, искренность, гостеприимность. То, что русские честные в равной степени отметили и женщины, и мужчины.
         Отрицательные качества в основном отмечали мужчины – злоупотребление алкоголем, жадность, агрессивность, хитрость, завистливость, лень, наглость, грубость, закрытость, неуважительность, трусость. Среди женщин из отрицательных качеств преобладало высокомерие. Таким образом, женщины относятся более позитивно к русским, чем мужчины. С одной стороны, это может быть связано с тем, что у юношей в большей степени выражен негативный опыт общения с русскими.
         Среди положительных характеристик России у мужчин преобладали следующие – красивая, богатая, свободная, независимая, великолепная, старинная, большая, необычная, тихая, сильная, самобытная. У женщин – заманчивая, полна разнообразных красок, роскошная. Отрицательные характеристики преобладали у мужчин – недружелюбная, холодная, туманная, шумная, сложная, мрачная, опасная, дождливая, непонятная. Следует отметить, что и мужчины, и женщины в равной степени указали, что Россия грязная. Таким образом, женщины в целом позитивнее относятся к России, чем мужчины. Это может быть связано с особенностями адаптации. Возможно, женщины более склонны к приспособлению к новым условиям, чем мужчины.
         Можно выявить тенденцию, что чем дольше иностранный студент прожил в России, тем больше отрицательных качеств русского человека он указывает. Это может быть связано с тем, что расширяется круг знакомств, осуществляется большее количество взаимодействий, иностранец лучше узнает характер русского человека.
         Отрицательные качества чаще отмечались респондентами, которые живут в России меньше года, а также 2-3 года, это может говорить о том, что они проходят период адаптации к новой культуре, к новому обществу.
         Таким образом, чем дольше иностранный студент находится в России, тем лучше его мнение к России, но хуже отношение к русским. Это говорит о том, что Россия привлекательна как страна для иностранцев. Девушки лучше относятся и к России, и к русским, чем юноши. Возможно, это объясняется тем, что девушки реже участвуют в каких-либо стычках, конфликтах, чем юноши.
           В целом можно отметить, что в качествах, указываемых респондентами, преобладают положительная направленность. Отрицательных характеристик значительно меньше. Посредством одной из методик (Диагностический тест отношений) было установлено, что гетеростереотип русского имеет положительную направленность, среднюю интенсивность и высокую амбивалентность. Последнее свойство стереотипа говорит о том, что в ответах респондентов была определенность и четкость. Причем юноши были более определены в своих ответах, чем девушки, возможно, в силу гендерных особенностей.


Библиографический список
1) Вайнштейн, Г. Россия глазами Запада – стереотипы восприятия и реальности интерпретации [Электронный ресурс] / Г. Вайнштейн. – Режим доступа: http://www.nz-online.ru/print.phtml?aid=85021946 (дата обращения:30.10.2015).
2) Козлова, Ю.И. Образ России глазами японцев [Электронный ресурс] / Ю.И. Козлова. – Режим доступа: http://ashpi.asu.ru/ths/ths02/kzlva.html (дата обращения: 30.10.2015)
3) Петров В.Н., Ракачев В.Н., Ракачева Я.В., Ващенко А.В. Особенности адаптации иностранных студентов // Социологические исследования. 2009. №2. С. 117-121
4) Смирнягин, Л. Россия глазами американцев [Электронный ресурс] / Л. Смирнягин. – Режим доступа: http://www.nz-online.ru/print.phtml?aid=85022300 (дата обращения: 20.10.2015)
5) Филиппов, В.Р. Имидж России или палитра мнений? [Электронный ресурс] / В.Р. Филиппов. – Режим доступа: http://ashpi.asu.ru/ths/ths02/flppv.html (дата обращения:30.10.2015)

Источник


НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА 

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

 Лекции

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

Семинары

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

Тренинги

Центр имиджевой культуры DEIMS

Консалтинг

ПРЕДЛОЖЕНИЕ


Мы предлагаем курсы, ориентированные на разные целевые аудитории, которые различаются по демографическим, социальным и профессиональным признакам. Среди слушателей представители бизнеса, топ-менеджеры и менеджеры среднего звена, выпускники вузов, старшеклассники, семейные пары, мужчины и женщины. Программы курсов включают тренинги практических навыков, семинары, мастер-классы, этикетные ролевые игры, лекционные модули по этикету, имиджевой культуре, философии образа жизни, кросс-культурной коммуникации. Ценность и уникальность нашего предложения заключается в формировании у слушателей представления о способах усиления влияния и достижения целей за счет использования имиджевых стратегий позиционирования и знания нюансов этикетной культуры. 

Полученные знания не только повышают уровень их социальной компетентности, личного комфорта и собственной защищенности, что позволяет чувствовать себя более уверенно в светском общении, но и способствуют достижению большей эффективности в бизнес-процессах, в персональном продвижении, в карьерном росте, в социальном взаимодействии и в личной жизни.

Курсы для руководителя

Курсы для бизнес-леди

Курсы для бизнеса

Курсы для сотрудников офиса

Курсы для организаторов приемов

Курсы для бизнеса класса люкс

Курсы для выпускников школ и вузов

Курсы для школьников 13-16 лет

Курс "Джентльмен"

Курс "Имидж леди"

Курс "Высокий стиль"

Курс "Гендерный этикет"

Курс "Новый имидж"

Курс "Свадебный этикет"

Курс "Столовый этикет"

Курс "Семейный дом"

Курс "Вокал и музыка"

Курсы для туристов

Курс "Светский раут"

Коуч-сессия "Перезагрузка"

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

Центр имиджевой культуры "DEIMS"

Дизайн

Центр имиджевой культуры "DEIMS"

Культура

© Copyright 2008-2019  DEIMS.RU - All Rights Reserved