Первоначально ритуальный комплекс практически полностью принадлежал религиозной, культовой сфере. По мере секуляризации общественной жизни соответствующие культовые практики теряют сакральное содержание, трансформируются в торжественные церемонии, имеющие важный государственный или социальный смысл. Это придворный церемониал, в том числе торжественный выход государя, прием послов и др. Он может быть соединен с сакральными религиозными актами: так, чин коронации – торжественное вручение царю символов его власти, сопровождался таинством миропомазания и другими обрядами. Светский ритуал наследует внешнюю форму культовых практик, ориентируясь на специальные приемы оформления знаковых событий, что можно наблюдать в церемонии вступления в брак, в ритуале похорон, принесения присяги, вступления в должность, инаугурации и др.
Этикет занимает промежуточную позицию, находится в перекрестье обоих сфер. Бытовое поведение, подчиненное этикетным нормам, становится семиотически выделенным, знаковым: это не ритуал, но ритуализированное поведение. «Сфера бытового поведения также сделалась маркированной. Оставаясь именно бытовой и противопоставленной высоким формам государственного поведения, она начала восприниматься как семиотически насыщенная» (Ю. Лотман) [13]. Специальным образом регламентированное, эстетически и семантически оформленное поведение институализируется как этикетное. Этикет – ритуализированное, статусно маркированное поведение человека в обществе. Это – «социально и семиотически урегулированное поведение» (Д. Лихачев). Синонимично определяются этикетные нормы у Т. Цивьян: это «такие правила ритуализованного поведения человека в обществе, которые отражают существенные для данного общества социальные и биологические критерии и при этом требуют применения специальных приемов…» [14].
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что по своему происхождению этикет является статусным, элитарным проектом. Его «элитарность» можно интерпретировать в нескольких аспектах, в первую очередь в генетическом, аксиологическом и в эстетическом плане. Эстетически осваивая окружающий мир, формируя эстетический идеал, «верхи» общества эстетизируют быт, художественно оформляя повседневность. Они инициируют этикетные практики, что требует свободного времени и средств, и потому доступно лишь немногим. Утонченное искусство жить, преобразуя обычные формы жизненного уклада в художественные, предъявляя высокие требования к индивидуальному стилю жизни – занятие элитарное, на котором «лежит отпечаток аристократичности» (Й. Хейзинга).
Создавая рафинированную культуру, почитая необходимым строгое следование ритуалу, европейская аристократия старалась максимально дистанцироваться от массы населения: кастовость этикета, этикетная унификация призвана была отделять привилегированные сословия от простонародья. В обиходе предусматривались особые правила поведения для «благородных», которым необходимо было следовать, «дабы не прослыть варваром и мужланом». «Элитарность» этикета, как его атрибутивная историческая характеристика, постепенно исчерпывается, сходит на нет вместе с неуклонным расширением его социальной базы: этикет «демократизируется».
Продолжение 1 | 2 | 3 |
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Словарь русского языка. Т. IV. М.: Русский язык, 1984; такое же определение дает Словарь иностранных слов. М.: Русский язык - Медиа; Дрофа, 2008; а также Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 2000.
[2] Толковый словарь русского языка: В 4т. / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Астрель, АСТ, 2000.
[3] Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 1998.
[4] Словарь по этике. М.: Политиздат, 1983.
[5] Яндекс-сайт «Словари и энциклопедии на Академике». URL: http://dic.academic.ru
[6] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1999: В 4 т. (репринт 1882 г.)
[7] Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений / под. ред. Н. Абрамова. М.: Русские словари, 1999.
[8] Поведение может быть отнесено и к неживым объектам, например, поведение элементарных частиц.
[9] Например, у В.С. Стёпина и у А.Я. Флиера. См.: Стёпин В.С. Человеческое познание и культура. СПб.: СПбГУП, 2013; Флиер А.Я. Культурные ландшафты социального пространства // Флиер А.Я. Избранные работы по теории культуры. М.: Согласие-Артём, 2014.
[10] В современной психологии к поведению относят также внутреннюю, психическую активность.
[11] Лотман Ю.М. Бытовое поведение и типология культуры в России XVIII в. // Культурное наследие Древней Руси. Истоки, становление, традиции. М.: Наука, 1976. С. 293.
[12] Новая философская энциклопедия: В 4 т. / под ред. В.С. Стёпина. М.: Мысль, 2010.
[13] Лотман Ю.М. Указ. соч.
[14] Цивьян Т.В. К некоторым вопросам построения языка этикета // Труды по знаковым системам (Ученые записки Тартуского государственного университета). Т. 2. Тарту: ТГУ, 1965.