«Несмотря на долженствующую существовать между супругами взаимную откровенность, единодушие и непринужденность обращения, необходимо также и соблюдение некоторых приличий в обществе. Каждый муж должен видеть в жене своей лучшего друга своей жизни, и быть блюстителем и хранителем ее чести. Находясь с женою в обществе, или принимая в своем доме посторонних, он должен быть к ней внимательным без изысканности, предупредительным без подобострастия, почтительным без унижения.
Выбор удовольствий и предмет разговора в обществе он может представить ее произволу, и чтя в ней достоинства образованной женщины, должен быть с нею вежливым, как и со всякой посторонней дамой. Всякое обнаруживание суровости своего нрава, спор и грубое противоречие, суть признаки самого дурного тона. – Самые ласки и нежности с женой при посторонних, отнюдь не должны выходить из границ принятого обществом приличия.
Если судьба, наделив вас богатством, доведет жениться на девушке бедной, то противно будет и чести и благородству, дать в сердце вашем место тщеславию, этой мелочной и низкой страстишке, и обнаруживать пред женой своей, а и того более при посторонних, свой благодетельный поступок, который через это потеряет всю ее цену. Крайне неприлично попрекать или хвастаться сделанным добром. Всякое личное достоинство и добродетельный поступок тогда только может иметь цену в глазах общества, когда он делается известным свету не через собственное разглагольствование и хвастовство; нет ничего неприятнее слушать, как похвалу самому себе.
Свои домашние неудовольствия и расстройства не должно делать гласными. Верьте, подобные жалобы и неуместная откровенность всегда послужат к собственному же обвинению: муж должен быть полным распорядителем дел и блюстителем благосостояния своего дома и потому упущение и недосмотр есть следствие дурных распоряжений мужа, обнаруживать которые перед посторонними – значит винить себя.
Находясь с женою в театре, на бале, сопровождая ее в прогулке, или делая с ней визиты, вы должны быть для нее предупредительным и учтивым кавалером – этого требует хороший тон. Вашим постоянным вниманием, вашею более чем дружеской расположенностью, вы покажете свету, что умеете достойно чтить качества жены своей, и тем заставите, уважающих вас, уважать и жену вашу.
Принимая у себя в доме новое лицо и представляя его жене, вы должны сказать ей при нем его имя, отчество и фамилию, и просить ее принять своего знакомца и считать его за вашего приятеля или друга, смотря по обстоятельствам; затем вы должны пройти некоторое время молчанием, чтобы дать время новому знакомому сказать несколько приветствий и дать супруге вашей возможность самой начать разговор.
Намереваясь познакомить жену с другим знакомым вам семейством в собственном его доме, должно подвести ее к хозяйке и рекомендовать в известных выражениях, просить принять ее в число своих знакомых. Без сомнения это делается по предварительному объяснению с хозяином и хозяйкой дома, которая должна представить ей своего мужа. Равным образом, если вы хотите познакомить жену свою с вашими знакомыми не в их доме, а в чужом, то ее можно представить только почтенной даме, а мужчину или молодую девицу должны подвести к ней.
Соблюдая честь жены своей, как священную ее добродетель, не должно обнаруживать недоверия или легкомысленного сомнения к ее достоинствам; ни что так не роняет во мнении света, как неосновательная ревность и несправедливое подозрение. Эти тягостные чувства только докажут отсутствие хороших свойств в муже.»
Из книги: Светский человек или руководство
к познанию светских приличий и правил общежития,
принятых хорошим обществом. /Соколов Д. И. (сост.)– Изд. 3. –М.: 1855. С. 12-16.