Центр имиджевой культуры

Design - Etiquette - Image - Success 

Центр DEIMS

ЭТИКЕТНОЕ И НЕЭТИКЕТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: 

Можно ли делать фото человека без его согласия? 

«С появлением смартфонов фотография стала доступна всем: в некоторых случаях это помогает работать журналистам оперативнее, но чаще всего нарушает право на частную жизнь. Пока в России можно фотографировать людей в публичных местах, если получено разрешение (не только вербальное, но, например, улыбка в объектив тоже может быть воспринято в качестве одобрения), либо на мероприятиях». [3]

Граница между этикетным и неэтикетным поведением определяется уровнем развития нормативной культуры в обществе. В ситуации опережающего развития доступных мобильных средств коммуникации, подвижности культурных границ и размытости этических оценок, за нормативное поведение ошибочно начинают принимать воспроизводимые модели поведения, которые, хотя и составляют часть повседневной культуры, но не являются этикетной нормой. Как правило, факты, публикуемые в СМИ, связанные с такими ситуациями, привлекают внимание сторонников и критиков цивилизованного образа жизни. Неэтикетным является выражение состояния полной уверенности в пренебрежении к чувствам окружающих людей, в оправдании своей позиции поступать так, как хочется. «А что такого?» - говорит нарушитель правил. Например, ситуация в общественном месте, когда люди вынуждены наблюдать действия приватного характера (макияж в метро, распитие алкогольных напитков, еда в неустановленном месте, демонстрация сексуальных жестов и др.). Неэтикетное поведение связано с нарушением личных границ людей: действие одного человека, пренебрегающего приватностью, провоцирует негативный отклик окружающих.

Этикетно ли подавать негативные сигналы в случае нарушения правил поведения? Конечно, да. Это можно и даже необходимо делать, поскольку в большинстве коммуникативных ситуаций обмен информацией между участниками предполагает выработку отношения к тому, что находится в центре внимания, и необходимость давать оценку. Вместе с тем, этикет предписывает ограничения на невербальное выражение негативной информации. Считается правильным негативную оценку демонстрировать так, как будто она получилась у собеседника нечаянно, как будто он выдал себя ненароком, исключая агрессивность намерений. [2]

Можно ли фотографировать пренебрежение правилами поведения в обществе на смартфон или телефон?

В современном обществе почти у каждого активного человека есть мобильный телефон или смартфон с функцией фотографирования и видео съемки. Функция фотографирования может быть не очевидной для того, кто стал объектом съемки. Поэтому вопрос защиты личных границ людей связан с получением от них разрешения на съемку. Если мы зададим вопрос: "В каких случаях можно фотографировать людей без их разрешения?" - то обнаружим, что однозначного ответа на эти вопросы нет.

Нравственное чувство и положительная вежливость подсказывает нам, что, исходя из солидарности людей и включения их в одну общую группу, нельзя фотографировать кого-либо из людей без получения предварительного согласия. Сомнений в правильности этого вывода у нас нет.

Если мы обнаруживаем, что кто-то из людей распознается нами как «чужой» в системе взглядов на общество, то может проявиться отрицательная вежливость в отношении к этому человеку. Во многом она зависит от структуры иерархических отношений в обществе и от социальной дистанции между взаимодействующими сторонами. Мы стараемся ограничить визуальный и вербальный контакт с «чужим», не замечать происходящее, тем более не участвовать во взаимодействии. В большинстве случаев мы стремимся избежать конфликта. Но иногда этого сделать не удается и конфликт может перейти в сферу цифровых образов и сетевых технологий. Мы фотографируем образ «чужого» на смартфон или мобильный телефон, а потом публикуем фото в социальной сети. Насколько этично это действие? Не нарушается ли здесь право человека на приватность? Строго говоря, нарушение, конечно, есть. Такое же нарушение приватности мы имеем в случае попадания нашего изображения в объектив камер слежения, размещенных в городской среде обитания. 

Давайте попробуем разобраться в этом вопросе с точки зрения этикетной культуры. Фотография это изображение объекта, которое несет в себе визуальное сообщение в виде набора знаков и символов. На что нужно обратить внимание, чтобы не попасть в неловкое положение и не создать затруднений для другого? 

Информативное содержание фотографии может быть личным и безличным, это во-первых. Личное - сопряжено с персоной, имя которой известно, либо может быть легко установлено с помощью технических средств. Безличное содержание фотографии обращено к факту, а не к личности на фото. В случае фоторепортажа с места события, когда целью является отображение факта, фотографирование людей без их разрешения, на наш взгляд, допустимо. Если цель фотографа связана с фотографированием определенной личности, то условием фотографирования является обязательное получение разрешения этой личности. 

Во-вторых, фотографирование можно рассматривать как оценочный жест позитивного или негативного содержания. Внимание непрофессионального фотографа привлекают чаще всего образы, которые задевают акцентированные стороны его мировоззрения: то, что поддерживает позитивное настроение или разрушительно действует на его картину мира. Этикет требует, чтобы в коммуникации преобладала положительная оценочность. Если это этикетное требование перевести на язык образов, то фотосъемка позитивных моментов, обычно не вызывает негативной реакции у людей. 

НЕЭТИКЕТНЫМ поведением считается фотографирование известных людей (с кем знакомы, например) с намерением выставить их в непривлекательном виде. Если такие фотографии получились нечаянно, то их не публикуют (а лучше - уничтожают). В том случае, если отрицательная оценка связана с изображением нарушения какого-то правила поведения (факт, событие) и не является индивидуальной характеристикой конкретной личности, то решение о публикации принимается автором в соответствии с объясняющим факт публикации контекстом. Автор несет этическую ответственность за публикацию.



Литература:
1. Гражданский кодекс РФ. Глава 8. - Ст. 152.1. Охрана изображения гражданина (действующая редакция). 
2. Стернин И.А. Анализ коммуникативных ситуаций. - 2013.
3. Этика фото в СМИ и Интернете: 9 мнений медиаэкспертов


Л. И. Крашкина, канд. филос. наук


22.06.2018

 

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА 

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

 Лекции

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

Семинары

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

Тренинги

Центр имиджевой культуры DEIMS

Консалтинг

ПРЕДЛОЖЕНИЕ


Мы предлагаем курсы, ориентированные на разные целевые аудитории, которые различаются по демографическим, социальным и профессиональным признакам. Среди слушателей представители бизнеса, топ-менеджеры и менеджеры среднего звена, выпускники вузов, старшеклассники, семейные пары, мужчины и женщины. Программы курсов включают тренинги практических навыков, семинары, мастер-классы, этикетные ролевые игры, лекционные модули по этикету, имиджевой культуре, философии образа жизни, кросс-культурной коммуникации. Ценность и уникальность нашего предложения заключается в формировании у слушателей представления о способах усиления влияния и достижения целей за счет использования имиджевых стратегий позиционирования и знания нюансов этикетной культуры. 

Полученные знания не только повышают уровень их социальной компетентности, личного комфорта и собственной защищенности, что позволяет чувствовать себя более уверенно в светском общении, но и способствуют достижению большей эффективности в бизнес-процессах, в персональном продвижении, в карьерном росте, в социальном взаимодействии и в личной жизни.

Курсы для руководителя

Курсы для бизнес-леди

Курсы для бизнеса

Курсы для сотрудников офиса

Курсы для организаторов приемов

Курсы для бизнеса класса люкс

Курсы для выпускников школ и вузов

Курсы для школьников 13-16 лет

Курс "Джентльмен"

Курс "Имидж леди"

Курс "Высокий стиль"

Курс "Гендерный этикет"

Курс "Новый имидж"

Курс "Свадебный этикет"

Курс "Столовый этикет"

Курс "Семейный дом"

Курс "Вокал и музыка"

Курсы для туристов

Курс "Светский раут"

Коуч-сессия "Перезагрузка"

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

Центр имиджевой культуры "DEIMS"

Дизайн

Центр имиджевой культуры "DEIMS"

Культура

© Copyright 2008-2024  DEIMS.RU - All Rights Reserved