Центр имиджевой культуры

Design - Etiquette - Image - Success 

Центр DEIMS

ЦВЕТЫ В ЭТИКЕТНОЙ КУЛЬТУРЕ

Автор: Л. И. Крашкина, канд. филос. наук


Традиция дарить цветы существует во многих странах, но проявляется по-разному в зависимости от культуры и особенностей этикета. Универсальным положением для большинства культур является признание того, что цветы символизируют красоту, воспринимаются как эстетическая ценность. Преподнесение цветов в подарок по-сути действия - это выражение доброго расположения, жест симпатии к другому. Символический смысл дарения цветов - наделять кого-либо дополнительной ценностью или признавать его особую ценность для дарителя. Другими словами, дарить цветы это значит придавать событию и персоне более высокий статус по сравнению с другими. 

В этикетной символике современной европейской культуры дарения цветов имеет значение:
1) повод дарения;
2) контекст этикетной ситуации: где, кому, когда преподносят цветы;
3) положение букета в руке (как дарящий держит букет: соцветиями вверх или вниз);
4) как составлен букет (из каких цветов);
5) как оформлен букет: в круглой коробке, в корзине, дизайн в специальной форме, оформлен ли букет листьями, завернут ли в оберточную бумагу и другое.

Поводом может быть формальный и неформальный случай. Формальный повод определяется протоколом, участием официальных лиц, этикетным статусом ситуации. Неформальный повод зависит только от статуса личных отношений между людьми. Подарить цветы персоне - повод проявить особое отношение дарителя к этому человеку. 

Считается, что традиция дарить цветы пришла в Европу с Востока. Знания о языке цветов попали в Европу в начале XVIII века благодаря заметкам двух персон: Обри де ля Моттрея (фр. Aubry de la Mottraye) и леди Мэри Уортли Монтегю (жена британского посла в Стамбуле) [1, с.1].  Цветы, кроме эстетической ценности, в культуре того времени были наделены символическим смыслом передавать зашифрованное послание без слов. Существовал специальный цветочный код, который, как утверждают источники, был придуман женщинами. Содержание цветочного кода определялось исключительно областью любви и дружбы. Язык цветов использовали для передачи информации в условиях жестких ограничений  общения. Символическое значение цветов имело ассоциативный характер. Как культурное явление язык цветов сложен, поскольку у него много источников – как европейских, так и восточных. Интерпретация символа была сопряжена с существующей культурной традицией. Понять смысл послания можно было в том случае, если участники общения знали, что символизирует тот или иной цветок. "Так, роза, привитая на houx, — это пример супружеской пары, плохо подобранной, молодой жасмин и старое апельсиновое дерево, пересаженные из родных условий в чужой сад, показывали жизнеспособность молодости и отчаяние старости, плодоносящая рябина и колючий бесплодный кустарник - оппозицию бесплодной злобы и деятельного добра".  [2, с. 22]  На рубеже XVIII-XIX вв. язык цветов был признанным фактом русской культуры. Его можно найти и в изобразительном искусстве, и в литературе, особенно в поэзии. В 1830 году в Петербурге была издана книга «Селам, или Язык цветов» русского поэта Д. П. Ознобишина, где описывались значения 392-х растений. Особенно популярен "язык цветов" был в эпоху романтизма, среди светской молодежи. Обращениями к языку цветов отмечен весь XIX в., и даже в XX-XXI в. в. можно обнаружить, что интерес к нему не пропал. 

Цветы преподносят по определенным случаям, которые называют этикетным событием. Это может быть официальное или неофициальное событие, формальное или неформальное, церемониальное или спонтанно возникшее, событие публичное или относящееся к частной жизни, событие, окрашенное позитивными эмоциями или  имеющее печальный характер. Во всех этих случаях обязательно учитывается контекст ситуации и повод.
Формальный повод. Например, букет цветов - атрибут приветствия в официальном протоколе встречи, атрибут торжественной церемонии с участием официальных лиц награждения призеров творческого конкурса или спортивного соревнования. Букет цветов как знак, сопровождающий знаменательные события позитивного характера: премьерный показ спектакля, оперы, балета, фильма, зрительская благодарность артисту от поклонников его таланта; открытие выставки, поздравления юбиляру и другое.  
Неформальный повод. Букет как знак особого отношения дарителя. Например, букет как знак личной симпатии. Букет как символическое послание, в котором "язык цветов" выполняет роль передачи информации в условиях существования коммуникативных ограничений в этикетной культуре.

Деловой этикет. Гендерные особенности преподнесения цветов действуют за рамками делового протокола. В деловом этикете и протоколе гендер не учитывается. Но есть сложившаяся практика приподнесения цветов, которая зависит от культуры страны. Например, женщине, главе делегации, прибывшей с визитом государственного уровня в другую страну, согласно этикету стран: Германии, Франции, Англии, Японии, США, - цветы не дарят, как и мужчине, главе делегации. Но супруге главы делегации, цветы вручают. Если визит делегации государственного уровня, возглавляемой женщиной, происходит в страну Восточной Европы, например, в Польшу, Чехию, в Россию, в страны Юго-Восточной Азии, в Китай, Вьетнам, - цветы дарят в соответствии с протоколом. Главе делегации, прибывшей с визитом на государственном уровне в страны Южной Азии, в Таиланд, в Индию цветы дарят главам делегаций при встрече и мужчинам, и женщинам.  В деловом этикете цветы преподносят по формальным поводам.

Гендерный этикет. Мужчинам, в соответствии с гендерным этикетом, цветы не дарят. Женщинам цветы дарят по любому случаю: по формальному и неформальному поводу. Формальный повод: день рождения, прибытие из путешествия или дальней поездки, встреча после долгой разлуки, первое свидание, знакомство с её родителями, помолвка и далее. Неформальный повод - выражение симпатии без ограничений. Принято дарить небольшие букеты, составленные флористами. Можно дарить один цветок.

Гостевой этикет. Первый визит в дом, приглашение в качестве гостя на домашний прием сопровождается букетом цветов для хозяйки дома. Если предполагается знакомство с родителями, букет маме хозяйки/хозяину дома. Приглашение на празднование дня рождения - 1) букет имениннице и её маме, если она присутствует среди приглашенных гостей; 2) цветы только маме. Если празднуют юбилей хозяина дома, то букет дарят его супруге. 

(Продолжение следует...)

Литература:

 1. Ненарокова М.Р. «Селам» Д.П.Ознобишина: культурный диалог Европы и Востока.- В жур.: Культурологический журнал.-2013/4(14).- С.10. УДК 821.161.1
2. Шарафадина К.И.«Флористическая символика в её этикетно-бытовом преломлении в прозе С.-Ф. Жанлиз».- В кн.: Вестник ТГПУ.-2003. - Выпуск 1(33).- Серия: Гуманитарные науки (Филология).- С.21-26.

06.02.2019

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА 

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

 Лекции

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

Семинары

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

Тренинги

Центр имиджевой культуры DEIMS

Консалтинг

ПРЕДЛОЖЕНИЕ


Мы предлагаем курсы, ориентированные на разные целевые аудитории, которые различаются по демографическим, социальным и профессиональным признакам. Среди слушателей представители бизнеса, топ-менеджеры и менеджеры среднего звена, выпускники вузов, старшеклассники, семейные пары, мужчины и женщины. Программы курсов включают тренинги практических навыков, семинары, мастер-классы, этикетные ролевые игры, лекционные модули по этикету, имиджевой культуре, философии образа жизни, кросс-культурной коммуникации. Ценность и уникальность нашего предложения заключается в формировании у слушателей представления о способах усиления влияния и достижения целей за счет использования имиджевых стратегий позиционирования и знания нюансов этикетной культуры. 

Полученные знания не только повышают уровень их социальной компетентности, личного комфорта и собственной защищенности, что позволяет чувствовать себя более уверенно в светском общении, но и способствуют достижению большей эффективности в бизнес-процессах, в персональном продвижении, в карьерном росте, в социальном взаимодействии и в личной жизни.

Курсы для руководителя

Курсы для бизнес-леди

Курсы для бизнеса

Курсы для сотрудников офиса

Курсы для организаторов приемов

Курсы для бизнеса класса люкс

Курсы для выпускников школ и вузов

Курсы для школьников 13-16 лет

Курс "Джентльмен"

Курс "Имидж леди"

Курс "Высокий стиль"

Курс "Гендерный этикет"

Курс "Новый имидж"

Курс "Свадебный этикет"

Курс "Столовый этикет"

Курс "Семейный дом"

Курс "Вокал и музыка"

Курсы для туристов

Курс "Светский раут"

Коуч-сессия "Перезагрузка"

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

Центр имиджевой культуры "DEIMS"

Дизайн

Центр имиджевой культуры "DEIMS"

Культура

© Copyright 2008-2024  DEIMS.RU - All Rights Reserved