Теоретический семинар ( 30 акад. часов)
Курс занятий по интерпретации символических значений знаков, смысла повседневных ритуалов, зашифрованных в культуре этикета.
Срок проведения занятий: 11 недель (одно занятие в неделю)
Уточнение даты начала занятий по мере формирования группы
Время проведения занятия: с 19:00 часов до 21:00 часа
Место проведения семинара: Москва, Театральный пр., 2
Онлайн формат по согласованию
Стоимость участия в семинаре — 49 400 руб.
Регистрационный взнос (бронирование) 2 000 руб. (включен в стоимость курса)*
* Оплачивается после собеседования с преподавателем
Этикет как феномен коммуникативной культуры
Понятие "культурный код". Метаязык и парадигма этикета:"представление — смысл — действительность". Проективный сценарий социального будущего:"самоисполняющееся пророчество" vs. "саморазрушающееся пророчество". Этикет как нарратив. Этикет в контексте сравнения понятий: "ритуал", "протокол", "церемониал", "обряд", "обычай". Этикетная норма и устоявшаяся практика поведения. Критерии определения "нормы". Универсальность и уникальность в этикетной культуре. Существуют ли универсальные правила этикета в кросс-культурном взаимодействии? Этикет как практика жизни. Этикетное поведение и бытовое поведение. Контекст применения этикетной нормы. Этикетная ситуация. Этикетные знаки повседневности и событийности в практике социального взаимодействия.
Ценностно-смысловой аспект этикета
Этический код. Экология этикета — система отношений "человек — мир". Этикет как система отношений личности к самой себе и к обществу. Эгоистическое и альтруистическое поведение. Понятие "личные границы" в этикете. Эвфемический код этикета. "Откровенность" и "притворство" как знак и качество коммуникации. Смысл этикетной нормы. Максимы вежливости. Степень императивности этикета. Свобода выбора и ответственность. Эстетический код этикета. Понятие "вкус", "хороший тон". Этикетное заимствование. Культурные скрипты в русскоязычной и англоязычной картине мира.
Система знаков этикетной культуры
Принцип иерархического старшинства. Этикет как маркер социального статуса. Понятие "хорошее общество". Код престижа в этикете. Критерии респектабельности. Знаки "высокого" и "низкого" в социальной жизни. Стиль и образ жизни. Стандарты публичного поведения: обращение, приветствие, знакомство и т.д. Светская беседа. Деловая коммуникация. Телефонный разговор. Символическое поведение в пространстве цифрового общения (социальные сети Интернет).
Гендерные коды в этикете
Телесность. Внешний вид. Дресс-код. Сексуальность. Культурный код женственности. Культурный код мужественности. Этикетный образ мужчины: джентльмен. Этикетный образ женщины: леди. Культурные коды семейных отношений.
Практика
Дискуссионные вопросы:
• Применимы ли к этикету эпитеты "иллюзия благополучия", "лицемерное поведение", "позитивная реальность", "самоисполняющееся пророчество".
• Этикет критических замечаний. Отношение к критике.
• Отношение к супружеской измене в этикетной культуре.
• Отражение особенностей национального характера к культуре этикета.
• Иерархия этикетного старшинства социальных ролей
• Уровни гендерного взаимодействия: "высокий", "средний", "низкий". Признаки и критерии различения.
• Код привлекательности мужчин для женщин в рамках этикетной культуры.
• Код привлекательности женщин для мужчин.
• Как понять мужчине, что он нравится женщине.
• Как понять женщине, что она нравится мужчине.
• Этикетные модели знакомства мужчины и женщины.
• Правила вступления в разговор. Личные истории.
АВТОР ПРОГРАММЫ И ВЕДУЩАЯ СЕМИНАР
Л. И. Крашкина, кандидат философских наук, историк. Преподаватель в высших учебных заведениях Москвы (педагогический стаж более 25 лет). Начиная с 2003 года специализируется в сфере PR-взаимодействия, консалтинговой деятельности и профессиональной подготовки менеджеров и специалистов сервиса индустрии моды, красоты и HoReCa в высших учебных заведениях. Прошла начальный курс специальной подготовки в школе французских вин и гастрономии (CAFA FORMATIONS Ecole Francaise en Vins, Spiritueux & Gastronomie). Специалист, ведущий тренер по современным видам этикета, практикующий имиджелог-консультант. Исследователь проблемы преломления мировоззренческих и ценностных установок личности в культуре повседневности, в формировании имиджа социальной идентичности в рамках этикетной культуры. Автор программ курсов лекций «Ресторанный сервис» , «Национальные кухни: особенности культуры», «Организация питания туристов», семинарских занятий по темам: «Гендерный этикет», «Культура повседневных отношений в семье», «Имидж частной жизни», «Домашнее гостеприимство», «Искусство проведения домашних приемов и развлечения гостей» и др.
Статьи о моде, законах стиля, элегантности, дресс-кодах, мужском и женском гардеробе, аксессуарах. Дизайнеры и модные коллекции.
Статьи об этикете и повседневной культуре. Какие существуют типы этикетных практик. Ситуативный этикет и трудные случаи этикета.
Статьи о видах имиджа, особенностях формирова-ния первого впечатления, о возможностях управле-ниия производимым впечатлением.
Статьи о том, что такое культурный код, мода, стиль и образ жизни. О философии жизни, этике, ценностях, психологии, социальных ...