develop free website
Mobirise

Design - Etiquette - Image - Success 

Валентин Юдашкин в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве
Фото: модели
В. Юдашкина

ЭТИКЕТ И МОДА


Этикет и мода представляют собой систему сложного взаимодействия с множеством факторов влияния, степень воздействия которых меняется в зависимости от конкретных условий общественной жизни и исторического времени. Этикет и мода, как регуляторы поведения, имеют много общего между собой, например, связаны понятием социальная норма. Однако, различие между ними не менее существенны. В чем проявляется это сходство и различие? Чтобы ответить на этот вопрос давайте рассмотрим, что понимают под модой и этикетом. 

В литературе существует множество определений понятия "мода". В самом широком смысле слова понятие "мода" определяют как существующее в определенный период и общепризнанное на данном этапе отношение к внешним формам культуры, в котором ценность актуальных предпочтений получает оценку модного. В узком значении понятие "мода" соотносится с конкретными чертами и формами проявления в социально-психологической сфере, в производственной сфере и в маркетинге.

Можно выделить следующие черты, присущие моде. Мода имеет конкретно-исторический характер. Её главная характеристика - актуальность и современность. Структура моды включает в себя модные объекты и модные стандарты поведения. Модные объекты — это любые объекты, которые оказываются «в моде». Существует связь между утилитарностью вещи и её подверженностью моде. Вещь, которая удовлетворяет самые важные жизненные потребности человека, менее всего зависит от изменчивости моды. И наоборот, вещи, которые имеют низкий статус полезности, более всего подвержены веянию моды. По своей природе мода изменчива, динамична. Чем больше в моде новизны, тем выше её ценность. 

Мода развивается при условии открытости общества внешнему миру и при отсутствим жестких границ внутри общества. Это значит, что следовать моде может любой человек при условии, что он обладает для этого необходимыми средствами. В этом смысле, мода представляет собой некий социальный маркер: при равенстве прав (любой может следовать изменчивости моды) существует неравенство возможностей (не каждый может совершить покупку модной вещи). 

Мода демонстративна, ориентирована на публичность и реализует желание человека внешне быть похожим на представителей референтных групп, которые находятся на более высокой ступени социальной лестницы. В этом случае мода может быть рассмотрена как отношение к чему-либо, что является актуальным и востребованным в качестве дополнительной ценности к социальному статусу человека. Имеется ввиду, конечно, статус в восприятии других членов общества. 

Мода, как социально-психологическое явление, основана на желании человека заявить об уникальности своей личности и повысить свой социальный статус в восприятии сообщества. Последнее достигается либо путем эмоционального заражения и распространения своего влияния на большие группы людей, либо путем подражания актуальным моделям поведения представителей элиты. 

Модные стандарты поведения или актуальные формы коммуникации тесно переплетаются с традиционными этикетными нормами. Учитывая то, что этикет это совокупность общепризнанных правил поведения, регулирующих форму внешних проявлений человеческих взаимоотношений, можно утверждать, что мода и этикет устанавливают в обществе некую социальную норму. Она, являясь внешней по отношению к человеку, тем не менее оказывает воздействие на его поведение и участвует в формировании его предпочтений. Степень воздействия зависит от скорости протекания исторического времени (чем ближе к современности, тем скорее меняется мода) и от силы приверженности этикетным нормам. 

Этикет и мода в своих высших проявлениях элитарны. Но при этом мода изменчива, а этикет консервативен. Следование моде и этикету определенным образом характеризуют человека в социальном и моральном плане: отражает индивидуальные качества его личности, позволяет судить о его принадлежности к определенному уровню культуры, сообщает о стиле его жизни, моделях поведения, потребностях и материальных возможностях. Быть модным, значит иметь высокий статус потребления и финансового благополучия, но при этом быть зависимым от смены предписаний моды. Последнее качество уступает в иерархии статусных ценностей в пользу этикетных требований умеренности в следовании модным тенденциям. Важную роль в этом выборе играет эстетический вкус и приверженность стилю. 

Вкус, как эстетическая способность суждения, позволяет сделать правильный, общезначимый выбор в предметах потреблениях и, в частности, в одежде. 

Стиль в моде можно определить как подчиненную единому замыслу согласованность всех деталей одежды по композиции, форме, цвету, материалу, существующую в постоянном, одобряемом обществом единстве. 

В отличие от стиля в моде, индивидуальный стиль это совокупность деталей внешнего вида, отличающая конкретного человека от других людей и обеспечивающая ему личную привлекательность и непохожесть на других. Приверженность определенному стилю в одежде свидетельствует о хорошем вкусе человека. 

Вкус в одежде - это гармоничное сочетание в одном образе всех элементов одежды, аксессуаров, прически и косметики. Считается, что женщина/мужчина одеты со вкусом, если одежда и другие элементы образа подобраны с учётом личных особенностей фигуры, лица и т.д., то есть подчеркивают достоинства и скрывают недостатки внешности. 

В завершении отметим, что наличие индивидуального стиля в одежде, эстетически правильное оформление внешности, в соответствии с требованиями этикета к внешнему виду человека для тех или иных этикетных ситуаций, является показателем высокого статуса личности в обществе независимо от изменчивости моды.


Л. И. Крашкина, к.филос.н., 
консультант по имиджу и этикету 

01.10.2015




ПРОГРАММЫ

Курсы лекций, семинары, тренинги, консультации

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

 Лекции

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

Семинары

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

Тренинги

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

Консалтинг

СТАТЬИ

по теме имиджевой культуры

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

Дизайн

Статьи о моде, законах стиля, элегантности, дресс-кодах, мужском и женском гардеробе, аксессуарах. Дизайнеры и модные коллекции.

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

Этикет

Статьи об этикете и повседневной культуре. Какие существуют типы этикетных практик. Ситуативный этикет и трудные случаи этикета.

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

Имидж

Статьи о видах имиджа, особенностях формирова-ния первого впечатления, о возможностях управле-ниия производимым впечатлением.

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

Культура

Статьи о том, что такое культурный код, мода, стиль и образ жизни. О философии жизни, этике, ценностях, психологии, социальных ...

© Copyright 2008-2019 DEIMS.RU- All Rights Reserved