Design - Etiquette - Image - Success 




РЕЗЮМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Николай Николаевич Щукин

Автор коммуникативных тренингов. Автор учебных пособий по
философским дисциплинам для высшей школы. Преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Национального института бизнеса.

Кандидат философских наук, доцент




О пути в профессию (биографическое эссе)

Проработав после окончания экономического факультета технического вуза плановиком на Казанском меховом комбинате два года, я вдруг решил поступить в аспирантуру по специальности «философия». «Вдруг»- это в плавном течении биографического текста. А в самой жизни эта кардинальная смена жизненного курса была вызвана тем, что молодому специалисту после очередной любовной катастрофы приспичило разобраться в одном из самых туманных вопросов, надуманных человечеством: в чем, однако, смысл жизни? 

Поиски ответа привели меня в стан философской и философической литературы, в которой я увлеченно рылся в свободное от работы время. Вскоре захотелось переставить акценты в использовании бюджета своего времени: размышлять о мировоззренческих вопросах не в свободное время от работы, а как раз в рабочее. А потому, став аспирантом, тему для диссертации выбрал так, чтобы она тоже была со смыслом: что значит быть гражданином своей страны? Не в юридическом смысле (гражданство) и не в сегодняшнем (физическая единица гражданского общества), а в том, о котором полтора столетия назад были сказаны в России крылатые, но не совсем понятные современникам уже начавшего разлагаться социалистического государства, слова: поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.

В 1969 г. кандидатская диссертация была защищена при кафедре философии Казанского госуниверситета, после чего я отправился в соседнюю Башкирию преподавать древнейшую науку в Уфимском нефтяном институте. При этом с самого начала преподавательского пути у меня сложилась установка на создание из себя профи не в качестве ученого, а в качестве педагога. Стал методично учиться навыкам профессии у опытных коллег, посещая их занятия. Приглашал на свои занятия, интересуясь прежде всего их замечаниями, видимыми со стороны недостатками. При этом пришлось выработать у себя способность «наступать на горло собственной песне» вместо жадного выслушивания тешащих самолюбие похвал. Последние давались с трудом, и вот по какой причине.

В советские времена, на которые выпало становление меня в качестве вузовского педагога, требования к преподавателям общественных наук были ой какими высокими и жесткими! Тогда как излагаемый в моем случае предмет – марксистско-ленинская философия – особого энтузиазма и восторга у студентов не вызывал. И не без основания: вся исторически предшествующая мировая философия рассматривалась как череда наивных заблуждений и перманентного намерения теоретически подкрепить усиление со стороны верхов эксплуатации трудящихся масс. Освоение же «единственно верного учения» марксизма-ленинизма предполагало тщательное изучение и конспектирование зарубежных и отечественных классиков этих «измов», что воспринималось студентами как истинное наказание.

Нетрудно представить, что преподаватели «самой передовой в мире философии» не ходили в любимцах у вузовской молодежи. Это обстоятельство как то не прибавляло радости в жизни. Мне мало было благосклонности в отношениях со мной со стороны приватно знакомых женщин. Мне явно хотелось любви со стороны студентов в ежедневных буднях, из которых в основном и состоит наша жизнь. Как этого добиться? По истечении какого-то времени я понял: только путем использования некоторых особенностей психики познающего человека вообще и юношеской в частности.        

Известно, что человек весьма любит угадывать, отгадывать, «раскалывать» проблему, находить выходы из лабиринтов и решения казалось бы неразрешимых противоречий. У студентов же – вчерашних школьников, только что вырвавшихся в почти самостоятельное плавание из-под опеки взрослых, – очень велика потребность в самоутверждении, в доказательстве своего превосходства над остальными членами значимых для них социальных групп: я самый то-то, я лучше всех - это и т.д. Вот эти психологические механизмы и надо использовать вкупе с одной замечательной особенностью преподаваемой мною дисциплины: философия при всей своей абстрактности и «заумности» всегда говорит о мире, в котором живет любой человек, о вещах, которыми он окружен в своей повседневной жизни.

Ну кто же не знает, например, что все существующее имеет свою какую-то причину, что терпение у человека когда-то переполняется и … лопается (закон перехода количественных изменений в качественные), что от любви до ненависти – один шаг, а крайности часто сходятся (закон единства и борьбы противоположностей) – и т.д. и т.п.

Так вот, используя перечисленные обстоятельства начинаю раскрывать аудитории какую-нибудь проблему по схеме:1,3,5…Вдруг запинаюсь, останавливаюсь, озабоченно обводя взором присутствующих: вроде бы потерял нить изложения, забыл, что там дальше должно быть. Вдруг в глазах у меня сверкнула робкая надежда: «Может кто из вас знает, что дальше?» В ответ нестройный или стройный –по ситуации – хор голосов: «Семь!»

«Молодцы» - глаза мои одобрительно блестят. А ребятам приятно, что успешно поучаствовали в разруливании конфуза: сам «препод пробуксовал», а они вот вытащили ситуацию, поддержали преподавателя в таком сложном предмете. В сложных же случаях ответ угадывает один студент. Его голос как внезапный гром раздается в напряженной тишине. Остальные досадуют: «Ну почему он(а), а не я вырвался(лась) вперед?... Ведь у меня проскочила в голове та же мысль. В следующий раз не буду зевать или скромничать и обязательно вырвусь вперед». Возникает атмосфера конкуренции, азарта, драйва. Теперь они жадно ждут от меня очередного вопроса, задачки, стараясь при этом не потерять нить моих объяснений.

Еще один мой излюбленный прием – бросить в толпу «кость раздора»: какую-нибудь проблему, допускающую два вроде бы равнозначных, хотя и противоположных, решения. Кто-нибудь поспешит первым выкрикнуть свое понимание, другой тут же - противоположное, у обоих оппонентов обнаруживаются преданные сторонники, начинаются горячие «наезды» одних на других, в ответ – яростные контратаки. Все при деле, все убеждены, что истина на их стороне. Я останавливаю едва обозначившийся спор, потому что лекция – не семинар, где есть время для развертывания дискуссии. Присуждаю победу одной из сторон, хотя кайф от самой ситуации мозгового штурма достается всем.

Очень оживляют лекции вопросы-ловушки: по ходу изложения материала с целью закрепления и иллюстрации теоретического вывода задаю вроде бы элементарный вопрос, на который у всех есть само собой разумеющийся однозначный ответ. Зачем же задаю его, трачу дорогое лекционное время? А по моей интонации чувствуется, что этот вопрос важен не сам по себе: он просто подготовительная ступенька для основного вопроса с «секретом». Поэтому тут же и даже как-то нехотя отвечают и… где же основной вопрос?

А вместо него по поводу их ответа как снег на голову: «А вот и нет! Вы не правы», - и объясняю причину их заблуждения и характеризую истинный ответ. Глаза в разные стороны, мысли в напряженную кучку - опять «препод их купил», в очередной раз эта игривая и загадочная философия стукнула их по голове: да, солнце всходит и заходит, но … тем не менее не вращается вокруг Земли. И у студентов постепенно зарождается уважение, а где-то и привязанность к этой вроде бы даже …занимательной науке.

Наконец, немалую роль в повышении интереса к лекционному материалу играют тщательно подготовленные, даже «прикольные», по их словам, примеры. Без постоянного «опримеривания» философию понять и усвоить невозможно. Некоторые из них студентами запоминаются на всю жизнь. Приведу один из них.

При рассмотрении категориальной пары «сущность и явление» объясняю, что явление – это поверхностные признаки вещи, бросающиеся в глаза, уши и другие органы чувств. А сущность последним не дается, она спрятана глубже и постигается настойчивой деятельностью мышления, в результате чего становится понятно, что в вещи основное, главное, определяющее закон её существования и даже внешние признаки – явления. И в качестве поясняющей иллюстрации привожу вполне заземленный и всем известный пример: «Вы знаете, что собака, завидев знакомого и приятного ей человека, начинает размахивать хвостом. Но почему именно хвостом? И почему именно вилять? Кто знает?» Студенты немного обескуражены: «препод вроде бы не тупой», а тут вдруг нате…Вяло поясняют: потому что она любит этого человека. Я настырничаю: «Но почему, скажем, не ушами двигает вверх-вниз, или поднимает и приветственно помахивает передней лапой? Да и заднюю лапу может, подойдя к вам, задрать?». Молчание… Исходя из предыдущего опыта мозговых штурмов студенты начинают подозревать, что солнце опять всходит и заходит… И уже готовы, жаждут услышать разгадку какого-то секрета. Они уже от философии всякое ожидают. А секрет раскрыли не философы, а европейские биологи во 2-ой половине прошлого века: под хвостом обнаружили железу, выделяющую пахучее вещество, аромат которого информирует в собачьем сообществе приязнь к встречному – другой собаке, «хорошему» человеку. Философы лишь констатируют сие открытие как обнаружение сущности (причины, источника, механизма) такого явления, как дружеское виляние хвостом у наших четвероногих друзей. В аудитории гробовая тишина: все поражены…
 
Когда, возвратившись в Москву после летних вакаций я подхожу к своим учебным корпусам и вдруг слышу с противоположной стороны улицы звонкое «Здравствуйте, Николай Николаевич!», в голове иногда проскакивает умиротворительная, придающая смысл моей жизни мысль, что покрытая патиной времени, заумная и поначалу «зачем мне она нужная» философия не проскочила мимо ребят, зацепила их распахнутые в мир души…


Н. Н. Щукин

 

 

Благодарственный отзыв, диплом, грамоты 

© Copyright 2008-2024 DEIMS.RU- All Rights Reserved