make a website
Центр имиджевой культуры DEIMS

Design - Etiquette - Image - Success 

Международный день Друзей Эрмитажа 2012

КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ: 

ВЕЖЛИВОСТЬ vs. АГРЕССИЯ

Этикет  → Речевой этикет → Коммуникативные стратегии


Выражение вежливости в русском языке связано со способами оказания внимания и уважения к собеседнику (обращение по имени и отчеству, на Вы), которое нередко сопровождается другими формами выражения принципа скромности (использованием неопределенно-личных, безличных, пассивных конструкций, личного местоимения "мы" для обозначения говорящего и т.д.).

Положительная вежливость связана с языковым выражением солидарности, включением собеседника и других лиц в одну группу с говорящим. Отрицательная вежливость характеризуется самоограничением говорящих, их стремлением избежать конфликтов; отрицательная вежливость во многом зависит от структуры иерархических отношений в обществе и от социальной дистанции между говорящим и другими людьми.

Максимы вежливости, сформулированные Дж. Личем. (Geoffrey Neil Leech) в работе Principles of Pragmatics (Принципы прагматики), являются прагматической основой коммуникации, на которой строятся межличностные отношения.

Максима (от лат. maxima regula (sententia) — принцип, основное правило) — моральное правило, имеющее предельную степень общности и обязательности (в изначальном смысле — всеобщий принцип поведения).

Дж. Лич выделяет следующие максимы вежливости:

            1) МАКСИМА ТАКТА
Предполагает соблюдение границ личного пространства собеседника. Каждый процесс коммуникации всегда затрагивает личные сферы как говорящего, так и слушающего. Поэтому собеседникам следует соблюдать осторожность в выборе речевой стратегии, чтобы не задеть чужие интересы.

           2) МАКСИМА ВЕЛИКОДУШИЯ 
Данная максима не даёт одному из собеседников в разговоре доминировать над другим, навязывать ему свою позицию.

           3) МАКСИМА ОДОБРЕНИЯ
Максима позитивности в оценке мировоззрения собеседника. Диаметрально противоположные взгляды могут препятствовать достижению поставленной цели. Поэтому в своих оценках собеседники должны избегать резкости, острой критики.

          4) МАКСИМА СКРОМНОСТИ
Правило рекомендует собеседникам адекватно оценивать свои возможности и способности. Собеседникам не только не стоит принимать льстивые похвалы в собственный адрес, но и самим завышать свою самооценку. Успех любых человеческих взаимоотношений зависит от того, насколько личные желания скромны и соизмеримы с потребностями партнера.

          5) МАКСИМА СОГЛАСИЯ (НЕОППОЗИЦИОННОСТИ)
Основная рекомендация: если в процессе коммуникации возникли противоречия, необходимо контролировать их рационально с тем, чтобы не допустить их развития и обострения. Лучшее решение - устранить их общими усилиями.

          6) МАКСИМА СИМПАТИИ
Максима симпатии в модели коммуникации объединяет в себе все выше перечисленные максимы. Основная рекомендация: в любой ситуации взаимодействия, собеседникам необходимо сохранять искреннюю/формальную благожелательность друг к другу, это позволит снизить риск возникновения конфликта.

Стратегия коммуникативной вежливости направлена на проявление великодушия, доброжелательности и уступчивости, на достижение эффекта речевого «возвышения» собеседника за счет говорящего.

В отличие от стратегии вежливости, коммуникативная агрессия проявляется в виде бестактности, грубости, эгоизма и саморекламы, в желании унизить собеседника, в использовании сниженной лексики, категоричности, бескомпромиссности и т.п.

Опубликовано Ларисой Крашкиной

На основании источников:
Leech, Geoffrey Neil. Principles of Pragmatics. London, NY: Longman, 1983.
Brown P., Levinson S. Universals in language usage: Politeness phenomena / P. Brown, S. Levinson // Questions and politeness. Strategies in social interaction. – Cambridge: Cambridge University Press, 1978. – P. 106-229.


ЦЕНТР ИМИДЖЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

Что означает слово «вежливость»

12.04.2018 Автор: Л. И. Крашкина, к.ф.н.

Долгое время в общественном сознании в понимании слова "вежливость" ведущим оставалось значение "ученый, образованный". В начале ХХ века понятие "вежливость" было связано с ...

ЦЕНТР ИМИДЖЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

О приветствии: трудный случай этикета

10.04.2018 Автор: Л. И. Крашкина, к.ф.н.

Как отвечать на приветствие «Христос Воскрес», если вы из другой конфессии или атеист? Согласно правилам этикета, человек, к которому обратились с приветствием, должен на него...

ПРОГРАММЫ

Курсы лекций, семинары, тренинги, консультации

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

 Лекции

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

Семинары

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

Тренинги

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

Консалтинг

СТАТЬИ

по теме имиджевой культуры

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

Дизайн

Статьи о моде, законах стиля, элегантности, дресс-кодах, мужском и женском гардеробе, аксессуарах. Дизайнеры и модные коллекции.

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

Этикет

Статьи об этикете и повседневной культуре. Какие существуют типы этикетных практик. Ситуативный этикет и трудные случаи этикета.

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

Имидж

Статьи о видах имиджа, особенностях формирова-ния первого впечатления, о возможностях управле-ниия производимым впечатлением.

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

Культура

Статьи о том, что такое культурный код, мода, стиль и образ жизни. О философии жизни, этике, ценностях, психологии, социальных ...

© Copyright 2008-2019 DEIMS.RU- All Rights Reserved