Центр имиджевой культуры DEIMS

Design - Etiquette - Image - Success

Имидж России в восприятии иностранцев

Кросс-культурные исследования международного имиджа стран


Согласно данным совместных англо-американских исследований «брендоемкости» различных стран, осуществленных в 2008 году, Россия в списке привлекательных для иностранных граждан стран заняла предпоследнее (из двадцати пяти) место, обогнав лишь Турцию. При этом, однако, она уступила таким странам, как Китай, Южная Африка, Египет и Мексика [1]. Если принять во внимание вывод о разрыве между сложившимся в мире символическим образом России и тем, что она представляет собой на самом деле, то можно утверждать, что в настоящее время этот разрыв в восприятии особенно велик, причем вектор его изменения направлен не в лучшую для России сторону. Так, по словам посла Швейцарии в России В.Фечерин, ему не приходилось бывать в стране, «имидж которой в такой степени расходился бы с действительностью». «Репутация России, — полагает В. Фечерин, — значительно хуже, чем сама страна» [2].

По мнению специалистов, негативное восприятие России во многом обусловлено неоднозначностью представлений россиян о самих себе, отсутствием внятной интерпретации «гуманистических и идеологических установок» новой России и, соответственно, непоследовательностью в их реализации, несформированностью того образа, который следовало бы конструировать в глазах мировой общественности.

Еще раньше, в апреле–мае 2003 года, проводилось другое кросс-культурное исследование восприятия образа России иностранцами, в процессе которого было опрошено более трехсот граждан Германии, Франции, США, Великобритании и Китая. Исследование показало, что имидж России в сознании иностранных граждан складывается из трех основных компонентов: культура, политика, образ самого «русского человека». Рассмотрим каждый из них подробнее.

1. Культура (духовное и материальное культурное наследие) воспринимается как наиболее выигрышный компонент за рубежом. Ее неоспоримая значимость для мира зафиксирована на уровне базовых представлений респондентов. При этом они апеллировали в основном к русской культуре. Исследование выявило и то, что современная культура России не в состоянии пока оказать позитивного влияния на имидж страны в сознании иностранцев.

2. Политика (государственное устройство, взаимоотношения с другими странами, перспективы развития, правящие круги) удостоилась самой низкой оценки. По мнению западных респондентов, в России нет демократических традиций и институтов, а также эффективной системы управления обществом. Для страны, по их представлениям, характерны коррумпированность власти и беззаконие.

3. Образ «русского человека» за рубежом противоречив. Там «лицо России» — это «очень богатые люди», «плохо образованные новые русские, сорящие деньгами, нажитыми нечестным путем». Но побывавшие в России иностранные граждане упоминают также «очень бедных людей», «бабушек». Отношение же к русским людям поляризовано в зависимости от характера социальных контактов: от «русские — дружелюбные, гостеприимные и общительные» (при близких контактах) до «русские — злые, замкнутые, невоспитанные» (дистантное впечатление).

Таким образом, исследование показало, что культура как наиболее выигрышный компонент представлений о России зарубежной аудитории, причем представлений базовых, то есть формируемых в течение всей жизни и наиболее глубоко «отпечатанных» в сознании людей, может и должна служить одним из основных атрибутов бренда «Россия» при его позиционировании на зарубежные аудитории.


____________________
[1] Гамалеева М. Формирование образа России как аспект публичной внешней политики //http://www.mezhdunarodnik.ru/magazin/4812.html. 02.08.2006. 
[2] Цит. по: Моисеева В., Кузнецов Е. Репутация России: В чем тут фокус? // Советник. 2004. № 6. С. 30.


По материалам статьи И. В. Гринева
«Отечественная культура и международный имидж России»


ПРОГРАММЫ

Курсы лекций, семинары, тренинги, консультации

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

 Лекции

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

Семинары

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

Тренинги

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

Консалтинг

СТАТЬИ

по теме имиджевой культуры

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

Дизайн

Статьи о моде, законах стиля, элегантности, дресс-кодах, мужском и женском гардеробе, аксессуарах. Дизайнеры и модные коллекции.

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

Этикет

Статьи об этикете и повседневной культуре. Какие существуют типы этикетных практик. Ситуативный этикет и трудные случаи этикета.

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

Имидж

Статьи о видах имиджа, особенностях формирова-ния первого впечатления, о возможностях управле-ниия производимым впечатлением.

Центр имиджевой культуры DEIMS - Имидж и Этикет

Культура

Статьи о том, что такое культурный код, мода, стиль и образ жизни. О философии жизни, этике, ценностях, психологии, социальных ...

© Copyright 2008-2024 DEIMS.RU | DEIMS.CENTER All Rights Reserved