Формы обучения
В практике обучения наиболее часто встречаются следующие формы взаимодействия между преподавателем, тренером, консультантом с одной стороны и обучаемым – с другой. Это лекция, интерактивный семинар, тренинг, мастер-класс, деловая игра, ролевая игра, консалтинг.
Лекции, семинары и тренинги. Целью лекции и интерактивного семинара является предоставление слушателям содержательной информации по определенным вопросам. Тренинг принципиально отличается от этих форм обучения тем, что ведущая его цель – формирование у участников практических навыков работы, которые помогут им реализовать себя за пределами учебной аудитории. Поэтому теоретическая информация на тренинге занимает незначительное время. Большая часть, до 60–70% учебного времени, отводится на упражнения и практические занятия. Основными принципами тренинга являются активность участников при выполнении предлагаемых упражнений и проигрывании ситуации, оценка достижений, дискуссия и обсуждение полученных результатов («разбор полетов»), определение условий для переноса навыков в социальную сферу и профессиональную деятельность.
Мастер-класс. По сравнению с тренингами форма обучения мастер-классов предполагает еще большую практическую работу участников. Как правило, эта форма эффективна, если участники уже владеют теоретическими познаниями по теме мастер-класса и испытывают необходимость в переводе знаний в практические навыки или отработке этих навыков под руководством мастера.
Деловая и ролевая игры. Деловая игра предполагает закрепление вновь приобретенных навыков в процессе творческого решения поставленных целей и задач. Ролевая игра требует предварительной подготовки участников, которая занимает определенное время. Специально по теме игры, в соответствии с задачами, которые необходимо решить в игровой ситуации, создается сценарий, распределяются роли между участниками, составляется программа реализации и т. д. В ролевой игре возможно использование приемов театрализации. С примером проведения ролевой игры можно познакомиться в разделе Фотогалерея. В этом разделе представлен фоторепортаж о тематической ролевой игре «Организация и проведение делового приема "завтрак" с рассадкой».
Консалтинг. Персональное консультирование занимает особое место в процессе обучения.
Консалтинг – это взаимодействие с заказчиком в интерактивной диалоговой форме, где теоретическая часть гармонично сочетается с решением практических задач. Преимущество консалтинга перед тренингом заключается в индивидуальном подходе к потребностям и вопросам заказчика, в возможности более тесного взаимодействия консультанта-тренера с участниками, а также решении конкретных задач заказчика. Каждый бизнес-преподаватель, тренер, консультант имеет свой стиль и собственные методики взаимодействия с группой или заказчиком. Есть жесткие тренеры, которые очень критично оценивают знания, опыт и компетентность участников, и есть другие.
Принципы нашей деятельности – профессиональная компетентность, строгое соблюдение норм деловой этики, сохранение конфиденциальности персональной информации участников занятий, гуманистический подход к обучению. Мы с уважением относимся к человеческому достоинству, свободе выбора нашего потенциального заказчика программы. Нам важно установление искреннего человеческого контакта между преподавателем-тренером и заказчиком, потому что убеждены, что только в этом случае решаются задачи обучения. В результате занятий участники программ обучения получают знания, подтвержденные профессиональными исследованиями и успешным практическим опытом. Они констатируют улучшение своих социальных навыков, появление нового позитивного качества в самоощущении и личного комфорта. Впоследствии эти результаты сказываются на оценке их конкурентоспособности в бизнесе и влияют на повышение их социального статуса в восприятии окружающих.