Давайте представим такую ситуацию. Допустим Вам необходимо произвести правильное впечатление на конкретного человека или группу людей. Что для этого нужно сделать? Как обратить на себя внимание, как стать заметным и запоминающимся? И вообще, как формируется первое впечатление о человеке?
Согласитесь, что это далеко не простые вопросы, на которые легко найти ответы. Но есть люди, которые не задумываются над этими вопросами и вместе с тем без труда достигают успеха в самопрезентации. Что обеспечивает им успех во взаимодействии с другими людьми?
В научной литературе, которая посвящена исследованию этого феномена, утверждается, что в привлечении внимания к объекту или человеку и в его восприятии огромную роль играют неосознаваемые установки людей, которые в обход сознания формируют положительные или отрицательные впечатления воспринимающего человека. Если мы не задумываемся о том впечатлении, которое мы производим на других людей, то наш имидж формируется помимо нашей воли и определяется в большей степени восприятием других людей. Осознанное построение своего образа дает нам возможность управлять впечатлением, воздействовать посредством имиджа на других, делает нас активными участниками межличностного взаимодействия. А знание законов воздействия внешних феноменов, особенностей эмоционального восприятия позволяет нам защититься от манипуляций, избежать имиджевых ловушек и чужих влияний.
Построение эффективного имиджа – это активный творческий процесс, требующий включения всех ресурсов, всего личностного потенциала, высокой степени осознания себя. Внешняя форма не может существовать без внутреннего содержания. Они связаны воедино, обусловлены друг другом и взаимоопределяемы. Начиная корректировать свой образ, мы вступаем на путь глубинных изменений личности.
Главная цель формирования привлекательного имиджа в успешной самопрезентации – проявить те качества, которые являются ценностью для Вас и Ваших партнеров по общению – целевой аудитории. Для этого Вам необходимо не только знать систему ценностей Вашего партнера, его предпочтения, стереотипы, которые существуют у него лично и у его референтной группы, но и владеть технологией имиджирования. Необходимо быть чутким по отношению к самому себе: проявлять высокую степень осознанности своих представлений, особенностей своего восприятия с учетом не только визуальных сигналов, но и других сообщений (манера речи, репутация, контекст ситуации и т. п.).
Например, в результате психологических исследований динамики формирования первого впечатления ученым удалось установить, что благоприятное или положительное первое впечатление производят люди, обладающие привлекательной внешностью и хорошей осанкой, аккуратные, со вкусом одетые, предпочитающие консервативный стиль в одежде. Хорошее впечатление производят уверенные и доброжелательные люди, общительные, внимательные, умеющие выслушать и готовые быстро включиться в совместную деятельность. Именно к таким людям и возникает симпатия. Эта симпатия значительно усиливается, если человек обладает обаянием и высокой аттрактивностью личности.
Если Вы всерьез решили заняться своим имиджем, то можете обратиться за консультацией к специалистам имиджмейкинга, которые помогут диагностировать Ваши проблемы в самопрезентации и внести необходимые коррективы. Если Вы располагаете временем и возможностями, то можете самостоятельно изучить теорию построения имиджа, психологические основы и стереотипы восприятия и управления впечатлением, правила дресс-кода, которые влияют на ваш имидж. Но научиться эффективной имиджевой коммуникации, познать самого себя без обратной связи с партнерами по общению невозможно. Для этого необходим творческий процесс, общение с другими людьми в пространстве игры с элементами юмора и самоиронии. Это поможет Вам овладеть навыками эффективной самопрезентации, развить собственную привлекательность, обрести уверенность успешной личности.