Для многих, особенно молодых, людей потребление становится целью жизни. Юноша, вступающий в мир, видит жизнь перед собой в виде сверкающей дороги, начинающейся с родительских бонусов, а кончающейся мерседесом, яхтой, особняком на побережье. Сильная страсть порождает энергичные действия, и общество действительно стало активнее, причем действия направлены на конкретный результат. Но результат этот часто сам по себе лежит вне морали, потому без должных ограничений и действия получаются не всегда общественно-полезными. Но это не самая большая беда. Беда в том, что жажда потребления неутолима. Человек, создавший нечто, еще долго может с удовлетворением вспоминать удачную работу. Человек, нечто употребивший, переживает короткий период радости, после чего вновь ощущает беспокойство, "зуд покупателя", из-за отсутствия очередной новинки. Это чем-то напоминает наркомана, вынужденного непрерывно увеличивать дозу.
Ориентация на потребление, в отличие от здоровой ориентации на созидание, лежит в основе многих психологических проблем. Надстройки над этим "этажом" могут быть самые разные. "Потребитель" не чувствует себя ценным сам по себе, он нуждается в постоянном подтверждении своих достоинств в виде окружающей его собственности - костюм, автомобиль, мебель, платье, аппаратура - все это доказывает его достоинства. Но у кого-то всегда есть вещи лучше. Вещей всегда можно лишиться. Потеря работы, уменьшение дохода становится катастрофой - это все равно, что отрезать часть своей плоти. Тот же, кто нуждается в непрерывно подтверждении своей ценности оказывается легко уязвимым и для манипуляции и для "внутренних врагов".
"Творец" гораздо спокойнее переживает даже уничтожение своих созданий, поскольку способность к созиданию, творческий потенциал личности всегда остается при нем. Не менее серьезно проявление потребительской ориентации в том, что "потребитель" начинает относиться как к товару и к людям. Его собака, его жена, его дети - такая же часть хозяйства, как телевизор или кухонный комбайн. Разве что процедура приобретения несколько иная. Разумеется, в такой семье трудно ожидать нормальных отношений. "Потребитель" всегда одинок, хотя и выглядит обычно вполне благополучно. Можно видеть, что мания потребления явление довольно глубокое. Я упомянул о негативных психологических феноменах, которые она может вызвать. Сами эти феномены тоже остаются скрытыми, и вызывают "третье поколение" уже внешних проявлений.
Автор: Владимир Ефимов