Сфера действия современного этикета охватывает область регуляции отношений бытового общения и поведения в рамках общественной, деловой, публичной коммуникации. Существует устойчивые формулы речевого этикета: приветствие, прощание, благодарность, поздравление, пожелание, извинение, приглашение, утешение, соболезнование, комплимент, знакомство, одобрение, просьба, согласие, отказ, запрещение, вручение подарка, совет, предложение и др. Этикетом допускаются некоторые индивидуальные отступления от общих правил, касающиеся демонстрации доброжелательности.
Жанры речевого этикета (просьба, благодарность, поздравление, соболезнование, комплимент, похвала, тост и др.) относятся к речевым действиям, а не к речевым поступкам. По мнению исследователей, между понятиями "речевой действие" и речевой поступок" нет идентичности. З. И. Курцева считает, что они очень близки: и то и другое - составляющие речевой деятельности, мотивированные и целенаправленные высказывания. Но от речевого действия речевой поступок отличается, тем, что отражает нравственную сторону речевого поведения личности. Речевой поступок совершается в кризисных ситуациях общения, когда адресанту нужно решить какую-либо нравственную проблему: как поступить, что сказать.
Речевой поступок - это намеренно созданное высказывание, отражающее нравственную позицию коммуниканта, цель которого - воздеиствовать на адресата (в том числе и на себя) в кризисной ситуации общения (повлиять на мнение, на отношение к чему-либо или кому-либо, на принятие решения и т.п.) [1].
Речевой поступок личности свидетельствует об уровне его речевой культуры, наиболее ярко проявляющейся в умении строить корректное общение. Основой такого общения является вежливость, определяемая в философском словаре как моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.
Н. И. Формановская отмечает, что вежливость как этическая категория (моральное качество) предполагает соблюдение человеком внешних норм общения, выражение личного доброжелательного отношения к адресату, проявление искренности, а также «культурное притворство». [2] Последнее (культурное притворство) относят к негативным речевым поступкам, так как, сохраняя вежливую тональность общения, говорящий неискренен, «нечистосердечен» , хотя как речевое действие оно предпочтительно и позитивно (ср., например, использование речевого этикета служащими различной сферы услуг).
Например, заискивающее восхваление партнёра коммуникации ради собственной выгоды (чаще всего обращение нижестоящего к вышестоящему) рассматривается нами как негативный РП. Существует мнение, согласно которому «угодливое восхваление ради достижения собственных интересов может принимать форму комплимента, но констатирует отсутствие истинного уважения к человеку и искреннего проявления симпатии»
[10, с. 259].
Литература:
1. Курцева З. И. Речевой поступок в педагогическом общении. / З. И. Курцева. - М.: Баласс.- 2010. -224 с.
2. Формановская Н. И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст / Н. И. Формановская. -М.: Русский язык, 2002. - 160 с.
3. Кормилицына М. А. Категория вежливости в оценочных речевых жанрах / М.А. Кормилицына, Г.Р. Шамьенова // Жанры речи : сб. научн. ст. - Саратов: Колледж, 1999.- С.257-266